вторник, 8 января 2008 г.

Жить, чтобы покупать

shopping_050907_bКаждая четвертая женщина одержима страстью к покупкам


Это все равно что курить?
Есть такая штука — шоппингомания. Не привычка, не болезнь, сродни гриппу, не острая необходимость... Страсть к покупкам описывал еще Эмиль Золя: героиня романа «Дамское счастье» разорила своего мужа походами по женским магазинам.


То, что раньше называлось транжирством, теперь признано болезнью — страстью к покупкам всерьез занялись психологи и психиатры. Они считают, что шоппингомания — не просто блажь, а самая настоящая зависимость, сродни, например, курению. Кто-то ни дня не мыслит без сигареты, а кто-то без походов по магазинам — поди разберись, что вреднее (хотя бы для кошелька).


Вот что ученые знают об этой напасти: во-первых, от нее чаще страдают люди одинокие, неуверенные в себе и в целом скорее несчастливые. Такой они нашли способ отвлечься от своих проблем — пойти по магазинам. По каким именно — все равно, шоппингоманам становится легче просто от факта покупки, поэтому они стремятся покупать каждый день. Необязательно микроволновки или свитера — это может быть книжка, журнал или средство для мытья стекол в яркой бутылочке. Как только вещь перекочует с магазинного прилавка в квартиру шоппингомана, она перестает его интересовать.


Что еще известно о шоппингоманах? Как правило, они живут в городе. Это по большей части люди среднего и старшего поколения — женщины до 40 лет, мужчины от 40 до 45 лет. Возможно, их зависимость замешена на том, что когда-то они сталкивались с дефицитом и теперь, когда на прилавках магазинов есть все и даже больше, оттягиваются как могут. А растущий уровень жизни тому способствует.


Кстати
Шоппингоманию начали изучать совсем недавно, а потому данных по нашей стране нет — никто не интересовался, как обстоят дела с вещизмом у наших женщин. А вот западные данные неутешительны: ученые подсчитали, что страстью к покупкам одержима каждая четвертая городская жительница.


Мужчины транжирят по-крупному
Считается, что шоппингомания — про женский пол. Действительно, до 80 процентов страдающих зависимостью от покупок — женщины. У ученых есть версия, что в основе женской слабости перед покупками — роль собирательниц, которую мы выполняем с древнейших времен. Если мужчины занимались охотой, то женщины собирали плоды. Теперь вместо леса — магазины, а вместо плодов — предметы, любовно разложенные на прилавках.


Мужчин, зависимых от шоппинга, меньше, они более разборчивы в своих покупках, которые более дороги, чем женские. Существует четкое разделение по интересам: если женщины в основном покупают одежду, косметику, брошки-заколки-ремешки, то мужчины падки на бытовую технику.


Покупки жены — способ отомстить невнимательному мужу
Психолог Ричард Эллиот, работающий в Оксфордском университете, посвятил изучению шоппингомании не один год. И вот что понял про людей, зависимых от покупок. Они бывают...


...помешанными на еде. Таких людей манят вкусности в ярких обертках. Чем красивее упаковка, тем продукт милее сердцу шоппингомана. А вот на ценник посмотреть у него часто не хватает сил — впоследствии не хватает и денег, чтобы расплатиться за выбранную еду.


...мстительными транжирами. Чаще всего это домохозяйки, чьи мужья неплохо зарабатывают. Они тратят деньги как бы в отместку мужу, который откупается от семьи — потому что чувствуют себя обделенными его вниманием.


...истинными покупателями. Такие шоппингоманы тратят деньги потому, что знают: каждая их покупка будет оценена другими людьми, ее похвалят, а вкусом покупателя будут восхищаться. Они таким образом самоутверждаются.


bt-lady.com.ua

Комментариев нет: